Воскресенье, 05.05.2024, 22:21
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Трубачевская ООШ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

программа ДНВ

                   ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Пояснительная записка

         МОУ Трубачевская  ООШ - сельская школа с реализацией краеведческого направления через образовательное пространство школы и сотрудничество с  социумом села. История школы неразрывно связана с историей нашего села, сменяются поколения учителей и учеников,  многие  ученики,   получив образование, возвращаются в родное село, создают свои семьи и своих детей отправляют в школу. В настоящее время под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и неадекватной физической активности, здоровье детей ухудшается. Необходимо более полно использовать возможности, которыми располагает система физического образования для решения задач укрепления здоровья, улучшения двигательной подготовленности и воспитания здорового стиля жизни у школьников. Современный образовательный процесс невольно оказывает отрицательное воздействие на здоровье учащихся. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, те способы, которые помогут решить задачу сохранения здоровья детей, физического, психического и нравственного, развить духовные качества личности, повысить общекультурный уровень и восполнить всё возрастающий дефицит гуманности.

 Будущее нашей  школы мы видим в социальной адаптации каждого её ученика и реализации  его возможностей, знаний. Основной установкой становится сегодня - сохранение здоровья и творение здоровья, но это возможно осуществлять только через педагогические действия и установление психологического контакта с учеником. Учитель должен помочь ребенку адаптироваться к жизни и максимально точно выбрать оптимальный жизненный путь самореализации. Очевидно,    рассматривать данный компонент требуется в контексте использования психолого –педагогических подходов и методов.

         Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся  МОУ Трубачевской ООШ  на ступени начального общего образования   направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.  МОУ Трубачевская ООШ создаёт условия для реализации  программы  духовно-нравственного  развития  и  воспитания обучающихся на основе их приобщения к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, базовым общечеловеческим ценностям через   урочную, внеурочную и внешкольную деятельность,  направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в   любви к семье, родному краю,  Родине и уважения к культурно-историческому наследию своей семьи, своего края  и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в семье и в обществе .

       Программа    нацелена на  сотрудничество и взаимодействие: МОУ Трубачевской  ООШ,   ДОУ Трубачевского детского сада,  семьи, учреждений  культуры,   общественных организаций и объединений «Путешествие в страну Здоровячков» 1-4 классы, включая детско-юношеские движения и организацию РЮЗ (Республика юных забайкальцев) (конец 4 класса).

       Цель:  Создание  системы  формирования духовно-нравственных ориентиров  для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути,  гражданское,  духовно-нравственное, эстетическое  развитие и  воспитание    учащихся,  обеспечивающее принятие ими   духовных ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование эстетического чувства, вкуса , социально-педагогическая поддержка, становления и развития каждого ребёнка  в соответствии с его возможностями и способностями,  формирование  у младших школьников основ культуросообразного поведения, понимания особенностей Забайкальского края на основе первичных представлений о его природе,  истории, населении, быте, культуре;  гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории и культуры, сохранения традиций народов, проживающих в Забайкальском крае,  высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, стремление к идеалу.

          Идеал   — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

       Направления духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).                                    

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых.

Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с  опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в страну Здоровячков» способствует  усвоению  учащимися  нравственных  ценностей,  давая  необходимые  представления  о  различных вариантах действий  и поступков.

       ООП  НОО  определяет общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

          В области формирования личностной культуры:

• формирование способности  «становиться лучше», то есть  пробуждать стремление к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально - ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции;

• укрепление внутренней установки личности школьника: поступать согласно своей совести,  предпосылок нравственности, основанных на свободе воли и духовных отечественных традициях;

• формирование первоначальных основ нравственного самосознания личности (совести) , то есть способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование   понимания  нравственного смысла учения;

• формирование способа регуляции своей деятельности, отношений между людьми, оценки своего поступка, определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности к самооценке   своих  поступков  и действий, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие   трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении

результата;

• осознание   ценности человеческой жизни,   умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

  В области формирования социальной культуры:

• развитие умения    сотрудничать  с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие предпосылок доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование знаний о толерантности и основах  культуры   общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни   народов нашего края, России.

В области формирования семейной культуры:

• формирование знаний о  семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство   с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 

     Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

      Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. 

        Источниками нравственности являются:

• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

        МОУ Трубачевская ООШ   осуществляет переход от воспитательной работы, построенной на наборах воспитательных технологий по проведению  отдельных мероприятий, не связанных с содержанием деятельности ребёнка в образовательном учреждении, семье, группе сверстников, в обществе, в его социальном и информационном окружении, к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, к  направленному на формированию  морально нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.

            

            В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную   на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.

Организация уклада школьной жизни должна в полной мере учитывает разноуровневый, полисубъектный, многомерно-деятельностный характер современного пространства духовно-нравственного развития и воспитания, скреплённого базовыми национальными ценностями и духовными традициями, в котором, с одной стороны, поддерживается непрерывность детства, а с другой — обеспечивает морально-нравственную, социальную, культурную полноценность перехода ребёнка из дошкольного в младший, а из него в средний школьный возраст.

 

            В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:

1. Принцип ориентации на идеал

2. Аксиологический принцип

3. Принцип следования нравственному примеру

4. Принцип идентификации (персонификации)

5. Принцип диалогического общения

 6. Принцип полисубъектности воспитания.  

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz