Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
программа ДНВПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Пояснительная записка МОУ
Трубачевская ООШ - сельская школа с
реализацией краеведческого направления через образовательное пространство школы
и сотрудничество с социумом села.
История школы неразрывно связана с историей нашего села, сменяются поколения
учителей и учеников, многие ученики,
получив образование, возвращаются в родное село, создают свои семьи и
своих детей отправляют в школу. В настоящее время под влиянием многочисленных
факторов социально-экономического характера, в том числе и неадекватной
физической активности, здоровье детей ухудшается. Необходимо более полно
использовать возможности, которыми располагает система физического образования
для решения задач укрепления здоровья, улучшения двигательной подготовленности
и воспитания здорового стиля жизни у школьников. Современный
образовательный процесс невольно оказывает отрицательное воздействие на
здоровье учащихся. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы,
знания, мудрость, те способы, которые помогут решить задачу сохранения здоровья
детей, физического, психического и нравственного, развить духовные качества
личности, повысить общекультурный уровень и восполнить всё возрастающий дефицит
гуманности. Будущее нашей
школы мы видим в социальной адаптации каждого её ученика и
реализации его возможностей, знаний. Основной установкой становится сегодня - сохранение
здоровья и творение здоровья, но это возможно осуществлять только через
педагогические действия и установление психологического контакта с учеником.
Учитель должен помочь ребенку адаптироваться к жизни и максимально точно
выбрать оптимальный жизненный путь самореализации. Очевидно,
рассматривать данный компонент требуется в контексте использования психолого
–педагогических подходов и методов. Программа духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся МОУ Трубачевской
ООШ на ступени начального общего
образования направлена на обеспечение духовно-нравственного
развития обучающихся в единстве урочной,
внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе
образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. МОУ Трубачевская ООШ создаёт условия для
реализации программы духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся на
основе их приобщения к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной,
социальной группы, базовым общечеловеческим ценностям через урочную, внеурочную и внешкольную
деятельность, направляя образовательный
процесс на воспитание ребёнка в любви к
семье, родному краю, Родине и уважения к
культурно-историческому наследию своей семьи, своего края и своей страны, на развитие его творческих
способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в
семье и в обществе .
Программа
нацелена на сотрудничество и
взаимодействие: МОУ Трубачевской ООШ, ДОУ Трубачевского детского сада, семьи, учреждений культуры,
общественных организаций и объединений «Путешествие в страну
Здоровячков» 1-4 классы, включая детско-юношеские движения и организацию РЮЗ
(Республика юных забайкальцев) (конец 4 класса).
Цель: Создание системы
формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности
сделать верный выбор в начале жизненного пути, гражданское, духовно-нравственное,
эстетическое развитие и воспитание учащихся,
обеспечивающее принятие ими
духовных ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование
эстетического чувства, вкуса , социально-педагогическая поддержка, становления
и развития каждого ребёнка в
соответствии с его возможностями и способностями, формирование
у младших школьников основ культуросообразного поведения, понимания
особенностей Забайкальского края на основе первичных представлений о его
природе, истории, населении, быте,
культуре; гражданской позиции, бережного
отношения к памятникам истории и культуры, сохранения традиций народов,
проживающих в Забайкальском крае,
высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного
гражданина России, стремление к идеалу. Идеал — высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации. Направления
духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся: 1) Воспитание
гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека. 2) Воспитание
нравственных чувств и этического сознания. 3) Воспитание
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 4)
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. 5) Воспитание
ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание. 6) Воспитание
ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических
идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Усиление воспитательной функции
образовательного учреждения невозможно без совершенствования содержания форм и
методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых. Накопление нравственного опыта поведения учеников
происходит с опорой на наглядные
представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Сюжетно-ролевая
игра «Путешествие в страну Здоровячков» способствует усвоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые
представления о различных
вариантах действий и поступков.
ООП НОО
определяет общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования: В области формирования личностной
культуры: • формирование способности «становиться лучше», то есть пробуждать стремление к духовному развитию,
реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально
- ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных
норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной
духовно-нравственной компетенции; • укрепление внутренней установки
личности школьника: поступать согласно своей совести, предпосылок нравственности, основанных на
свободе воли и духовных отечественных традициях; • формирование первоначальных основ
нравственного самосознания личности (совести) , то есть способности младшего
школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный
самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную
оценку своим и чужим поступкам; • формирование понимания
нравственного смысла учения; • формирование способа регуляции
своей деятельности, отношений между людьми, оценки своего поступка,
определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о
добре и зле, должном и недопустимом; • формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств; • формирование способности к
самооценке своих поступков
и действий, совершаемым на основе морального выбора, к принятию
ответственности за их результаты; • развитие трудолюбия, способности к преодолению
трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; • осознание ценности человеческой жизни, умения противостоять в пределах своих
возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического
и нравственного здоровья, духовной безопасности личности. В области формирования
социальной культуры: • развитие умения сотрудничать с педагогами, сверстниками, родителями,
старшими детьми в решении общих проблем; • укрепление доверия к другим людям; • развитие предпосылок
доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания
другим людям; • формирование осознанного и
уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным
организациям, к вере и религиозным убеждениям; • формирование знаний о толерантности
и основах культуры общения, уважения к языку, культурным,
религиозным традициям, истории и образу жизни
народов нашего края, России. В области формирования семейной культуры: • формирование знаний о семье как основе российского общества; • формирование у обучающегося
уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к
старшим и младшим; • формирование представления о
семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; • знакомство с культурно-историческими и этническими
традициями российской семьи.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Содержанием духовно-нравственного
развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических,
семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к
поколению. Источниками нравственности являются: •
патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; •
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к
людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость,
равноправие, милосердие, честь, достоинство; •
гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское
общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и
вероисповедания, забота о благосостоянии общества; • семья —
любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток,
уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; • личность
— саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония,
самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству,
мудрость, способность к личностному и нравственному выбору; • труд и
творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и
настойчивость, трудолюбие; • наука —
ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира; •
традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни
человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на
основе межконфессионального диалога; •
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие; • природа
— эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое
сознание; • человечество
— мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество. МОУ Трубачевская ООШ осуществляет переход от воспитательной
работы, построенной на наборах воспитательных технологий по проведению отдельных мероприятий, не связанных с
содержанием деятельности ребёнка в образовательном учреждении, семье, группе
сверстников, в обществе, в его социальном и информационном окружении, к
системному духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, к направленному на формированию морально нравственного, личностно
развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. В реализации данной задачи категория «уклад
школьной жизни» является базовой для организации пространства
духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и
своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует
основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную,
семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально
коммуникативную на основе базовых
национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных
традиций народов России. Организация
уклада школьной жизни должна в полной мере учитывает разноуровневый,
полисубъектный, многомерно-деятельностный характер современного пространства
духовно-нравственного развития и воспитания, скреплённого базовыми
национальными ценностями и духовными традициями, в котором, с одной стороны,
поддерживается непрерывность детства, а с другой — обеспечивает
морально-нравственную, социальную, культурную полноценность перехода ребёнка из
дошкольного в младший, а из него в средний школьный возраст. В основе программы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни
лежат следующие принципы: 1. Принцип ориентации на идеал. 2. Аксиологический принцип. 3. Принцип следования нравственному примеру. 4. Принцип идентификации (персонификации). 5. Принцип диалогического общения. 6. Принцип
полисубъектности воспитания. |
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
|