Цель программы сотрудничества ДОУ и начальной школы: создание системы преемственности в содержании, формах, методах, технологиях работы ДОУ и НШ, направленной на сохранение здоровья и индивидуальное развитие каждого ребенка.
Задачи: - создание условий для охраны физического и психического здоровья детей; - обеспечение уровня дошкольного и начального образования в соответствии с государственным стандартом; - обеспечение преемственности в содержании и организации воспитания и обучения; - развитие индивидуальных способностей воспитанников и учеников через различные виды деятельности.
Создание программы сотрудничества ДОУ и начальной школы обусловлено следующими факторами:
1. Развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие (Теоретические положения Л.С. Высотского о взаимосвязи обучения и развития).
2. Сотрудничество ДОУ и начальной школы позволяет эффективно выявлять детей с задержкой психического развития и одаренных в дошкольном возрасте, разрабатывать, корректировать для них индивидуальный образовательный маршрут.
3. Сотрудничество ДОУ и начальной школы позволяет сохранить здоровье детей, создает благоприятные условия для поддержки индивидуальности ребенка и развитие его как личности.
Таким образом, сотрудничество ДОУ и начальной школы при обучении детей в первом классе направленно на сохранение здоровья, эмоционального благополучия, развитие индивидуальности каждого ребенка.
Программа «Ступеньки детства» направлена на: - обеспечение качества процесса непрерывного образования дошкольников и младших школьников; - обеспечение качества преемственности в работе ДОУ и начальной школы; - обеспечения качества сотрудничества родителей, ДОУ и начальной школы; - обеспечение качества результатов воспитания, развития дошкольников и воспитания, образования младших школьников; - обеспечение качества результатов преемственности в работе ДОУ и школы. Программа «Ступеньки детства» предусматривает: - преемственность во взаимодействии всех участников образовательного процесса: детей, воспитателей, учителей, семьи; - преемственность в содержании и организации образовательного процесса, реализации принципов школы: деятельного, системного, личностно – ориентированного, здоровьесберегающего подходов. - преемственность в формах и содержании здоровьесберегающих мероприятий. Сотрудничество ДОУ и начальной школы строится путем: · делового контакта педагогов ДОУ с учителями начальной школы; · контроля со стороны администрации ДОУ и школы по реализации плана работы; · диагностики общего развития дошкольников и их мотивации к учебной деятельности; · работы с родителями дошкольников и учащимися первых классов. Специфика методической работы в программе сотрудничества ДОУ и начальной школы «Ступеньки детства» 1. Реализация методического подхода. Тесное взаимодействие в организации учебно-воспитательной работы. Компетентность учителей и воспитателей, совершенствование профессиональной деятельности. 2. Учет возрастных особенностей детей. 3. Информационное обеспечение учебно-воспитательной работы через создание отчетов, публикаций, и т. д. 4. Совместная методическая работа МОУ Трубачевкой ООШ и МДОУ Трубачевский ДС по предшкольной подготовке.
В совместной работе ДОУ и начальной школы применяются следующие развивающие технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: - педагогика сотрудничества; - гуманно-личностная технология; - технологии на основе активизации деятельности учащихся: игровые, проблемное обучение, технология коммуникативного обучения. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала; - технологии на основе эффективного управления и организации учебного процесса: технологий уровневой дифференциации, коллективных способов обучения, компьютерной технологии.